Организация гигиенического обучения школьников профилактике инфекционных заболеваний

(Методические рекомендации для педагогов)

Правильно организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди учащихся способствует снижению заболеваемости и смертности населения, помогает воспитывать здоровое и физически крепкое поколение.

При осуществлении в школах хорошо спланированных и долгосрочных мероприятий по формированию ЗОЖ, которые направлены на предотвращение курения, нежелательной ранней беременности, инфекций передаваемых половым путем (ИППП), ВИЧ-инфекции, соотношение стоимости затрат и полученной выгоды составляет 1:14. Такой же показатель эффективности может быть получен при успешной реализации программ вакцинопрофилактики (например, против кори, эпидемического паротита, краснухи, дифтерии), в которых просветительский и образовательный компонент часто являются решающими.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения «здоровье» определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Другими словами, проблема сохранения здоровья затрагивает не только медицинские, но и социальные, духовные аспекты жизни человека. Здоровье, по сути своей, должно быть первейшей потребностью человека. Подавляющее большинство людей склонны перекладывать ответственность за собственное здоровье на учреждения здравоохранения, не желая изменять своё поведение, зачастую и приводящее и тем или иным заболеваниям. Но поведение – это уже не медицинская, а психолого-педагогическая проблема.

Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения, поэтому важной в деле формирования здорового образа жизни является роль педагога.

Что нужно для того, чтобы человек (ребёнок) вел себя тем или иным образом? Очевидно, он должен:

знать, как это делать,

хотеть это делать,

уметь это делать.

Задача педагогов, медицинских работников ответить на эти вопросы, сформировать сознательное отношение ребёнка к собственному здоровью и дать навыки определённого поведения. Такая работа проводится в контексте общей культуры человека. Для формирования системы ценностных ориентаций в отношении здоровья ребёнку нужны обширные познания, это:

-знание своего тела,

-гигиенические правила,

-предупреждение инфекционных заболеваний,

-гигиена питания,

-профилактика неинфекционных заболеваний, травматизма,

-основы личной безопасности,

-обращение с лекарственными препаратами.

Остановимся на одном разделе сохранения здоровья, а именно на предупреждении инфекционных заболеваний.

В ситуации, сложившейся в стране с инфекционными болезнями, в том числе с социально значимыми инфекциями, большое отрицательное значение имеют низкая гигиеническая культура, отсутствие знаний у населения о способах распространения, первых признаках заболеваний, о правилах гигиенического поведения в очаге и профилактических мероприятиях.

Например, вакцинация — самое эффективное и экономически выгодное средство защиты от инфекционных болезней, известное современной медицине. Но в начале 1990-х годов в российской прессе началась необоснованная критика вакцинации. Это привело к тому, что всего за несколько лет охват детей профилактическими прививками снизился до критического уровня — 60-80%. Как следствие этого, в 1993-1996 гг. эпидемия дифтерии охватила большинство регионов России. Было зарегистрировано несколько десятков тысяч случаев заболеваний, примерно 5 тыс. со смертельным исходом.

Одним из основных направлений  гигиенического обучения и воспитания должна стать систематическая целенаправленная работа  по профилактике инфекционных заболеваний.

Чтобы сформировать у ребенка понимание опасности инфекционных заболеваний и необходимости защищаться от них, нужно:

1.  Подать информацию об инфекционных заболеваниях (знать).

2.  Формировать понимание того, что с инфекцией можно бороться (хотеть).

3. Формировать привычку соблюдать гигиенические требования в целях сохранения здоровья своего и окружающих (уметь).

 

Элементарные санитарно-гигиенические навыки, знания и умения дети получают уже в дошкольные годы.

Учащимся  начальной школы достаточно иметь простые представления о заразных заболеваниях, существовании «хороших» и «плохих» микробов и об элементарных приемах защиты от них (мытьё рук, ношение масок, одноразовые шприцы и т. д.), о нужности прививок. У детей этого возраста должны быть сформированы стереотипы мытья рук перед любым приёмом пищи; умение использовать «пассивную защиту» при контакте с инфекционными больными: соблюдать дистанцию, проветривать помещение, надеть маску, пользоваться отдельной посудой.  По окончании начальной школы у ребёнка необходимо сформировать представление о моральной ответственности за распространение инфекционных заболеваний (например, приход в школу с краснухой).

С учениками основной школы информация об инфекционных заболеваниях и формирование соответствующих навыков расширяются. Можно подробнее остановиться на отдельных,  наиболее распространённых инфекциях (грипп, кишечные инфекции, детские инфекции, ВИЧ-инфекция, туберкулёз, инфекции передаваемые половым путём и другие), об их источниках, путях передачи, мерах защиты. На содержание работы оказывает влияние эпидемиологическая ситуация в городе, учреждении, коллективе.

В этом возрасте необходимо:

— сформировать навыки поведения в условиях подъема заболеваемости или эпидемии острых кишечных инфекций, респираторных заболеваний, как в качестве больного, так и здорового;

— иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров;

— иметь сформированное позитивное отношение к вакцинации.

У старшеклассников продолжается тема инфекционных заболеваний с подробным освещением такого социально-значимого, как ВИЧ-инфекция (пути передачи, факторы риска, способы предупреждения), а также инфекций, передаваемых половым путем. Нужно остановиться на индивидуальной ответственности за распространение инфекционных заболеваний, поэтому и навыки у этих подростков другие. Они должны:

— знать способы предупреждения заболеваний, передающихся половым путём;

— иметь сформированное отношение к людям, потенциально опасным с точки зрения заражения инфекциями;

— регулярно проходить профилактические осмотры;

— уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения.

 

Профилактика инфекционных заболеваний неотъемлемо связана с гигиеническим образованием и воспитанием, с формированием здорового образа жизни, которые осуществляются постоянно, начиная с первого класса и на всех ступенях школы.         Она должна проводиться систематически – дома, на уроках, при проведении  внеклассной работы, в местах отдыха и оздоровления детей. Вся профилактическая работа проводится на личностном уровне, но нельзя забывать и про другой уровень воздействия — ближайшее окружение. Прежде всего, это родители. Совместная и согласованная работа педагогов и семьи обеспечивает единые взгляды на сущность и значение гигиенических требований, норм поведения, в жизненных условиях продолжает обучение и закрепляет полученные ребёнком знания, а приобретённые умения трансформируются у него в навыки и привычки.

Для достижения цели можно привлекать медицинских работников учебных заведений и территориальных поликлиник, центров здоровья, а также волонтеров-медиков (студенты медицинских ВУЗов и СУЗов), социальных педагогов, работников библиотек и других партнеров.

На всех  уровнях   используются самые разнообразные формы и методы информационно-просветительской работы:

— устное изложение материала: лекция, беседа, монолог, информационное сообщение;

— обсуждение полученной информации: семинар, дискуссия, круглый стол, мозговой штурм, урок;

— демонстрация: видео, плакаты, диаграммы;

— упражнения: ролевые игры, драма, разминочные упражнения;

— самостоятельная работа: в роли учителя, в роли ученика.

Для учащихся более эффективными методами будут:  различные  конкурсы (рисунков и стенных газет),  викторины, уроки иммунизации, игровые мероприятия, тематические диктанты, сочинения, игровые видео.

Для педагогов и родителей традиционно проводятся семинары, собрания с  сообщениями («Родителям о прививках», «Защитить ребенка от инфекции – долг каждого родителя» и т.п.) с проведением их анкетирования, с целью  определения  уровня знаний и отношения к иммунизации.

Существует ещё и общественный уровень воздействия на учеников. Он предполагает общественную поддержку по формированию сознательного отношения к собственному здоровью у детей и подростков. Реализуется  через различные государственные профилактические программы, привлечение СМИ и молодежных кумиров, а также слаженную, четкую работу всего коллектива общеобразовательного учреждения